Полюбуйтесь этими 50 фактами, посвященными 50-летию британского производителя спортивных автомобилей Caterham: от успеха бренда в автоспорте до более чем 100 вариантов культовой модели Seven.
Caterham отметит свой знаменательный год фестивалем в честь 50-летнего юбилея в Донингтон-парке 2-3 сентября.
Хронология начинается в 1973 году, когда Катерхэм родился после рукопожатия между Грэмом Нирном и основателем Lotus Колином Чепменом в пабе Lotus в Примроуз-Хилл, Лондон.
В мае того же года Caterham Car Sales & Coachworks приобрела инструменты, конструкции и эксклюзивные права на Seven и месяц спустя начала производство в Таун-Энде, Катерхэм.
За свою 50-летнюю историю компания Caterham продала более 22 000 автомобилей. Также было несколько знаменитых владельцев, в том числе сэр Крис Хой, Роуэн Аткинсон, Саймон Коуэлл, Эдди Ирвин, Крис Ри, Найджел Мэнселл, Гай Берриман, Джонатан Палмер, Тео Пафитис и Ли Диксон.
Caterham: 50 фактов за 50 лет
- Caterham приобрела инструменты, дизайн и эксклюзивные права на Seven у Lotus Cars в мае 1973 года. Рукопожатие между Колином Чепменом и Грэмом Нирном произошло в пабе Lotus в Примроуз-Хилл, Лондон.
- Компания Caterham начала производство автомобилей в июне 1973 года в Таун-Энде, Катерхэм, со скоростью примерно один автомобиль Серии 4 в неделю. Всего было построено 38 автомобилей Series 4, прежде чем производство прекратилось менее чем через год.
- Все первые 10 заказов Caterham были экспортированы, причем первые пять пошли в Германию. Три машины отправились в Луанду, Анголу, а шасси №10 — в Гватемалу. Шасси №6 было куплено Хосе Ребочо для участия в двухчасовой гонке Grande Prémio Café de Angola, проводимой на Международном автодроме Луанды.
- Caterham перезапустила модель Series 3 в 1974 году с вариантами двигателей Lotus Twin Cam и Ford Crossflow. Он получил большой спрос на экспортных рынках: первые 100 построенных автомобилей S3 были отправлены в такие страны, как США, Канада, Германия, Франция, Бельгия, Швеция, Япония, Гонконг, Катар и Ливия.
- Французский актер Жан-Поль Бельмондо управлял Super Seven в французском боевике 1979 года «Flic Ou Voyou» или «Полицейский или Капюшон».
- Caterham представила версию Seven Silver Jubilee на Лондонской автоярмарке 1981 года, ограниченную всего восемью экземплярами, в ознаменование 25-летия модели Seven в 1982 году.
- В 1984 году Caterham выпустила модель 1600 BDR с двигателем Cosworth. В то время это была самая быстрая серийная «Семерка», построенная на сегодняшний день, и ее удельная мощность составляла почти 300 л.с. на тонну.
- В 1986 году была выпущена модель HPC с двигателем Cosworth 1700, и продажи были ограничены покупателями, прошедшими двухдневный курс Caterham High Performance. Всего было построено 62 автомобиля, и он был способен разгоняться до 100 км/ч за 5,0 секунды.
- В 1986 году компания Caterham запустила чемпионат Super 7 Racing, посвященный мономарке бренда.
- С самого начала автомобили производились в городе Катерхэм, но в 1987 году производство переместилось в более просторное помещение на Кеннетт-роуд в Дартфорде, где автомобили производятся до сих пор.
- В 1989 году было выпущено издание «Пленник» в честь телесериала 1966 года, в котором Патрик МакГуэн водил Lotus 7 в начале каждой серии. Версия Prisoner дебютировала на автосалоне в Бирмингеме в 1990 году, когда Патрик МакГуэн прилетел из Голливуда на ее презентацию. Он отличался уникальной цветовой гаммой и дизайном легкосплавных дисков.
- В 1990 году компания Vauxhall стала новым поставщиком двигателей, и ее двигатели использовались в моделях HPC VX и HPC VXI.
- Caterham перешла с двигателей Ford на двигатели Rover K-Series в 1991 году, выпустив 1,4 K-Series, заимствованную у тогдашнего нового Rover Metro GTI.
- 35й Юбилейное издание выпущено в 1992 году и посвящено 35-летию производства Seven. Модель получила широкое освещение в прессе, когда ее сфотографировали за рулем Его Королевское Высочество принц Эдвард и лорд Монтегю из Болье.
- Компания Caterham выиграла 24-часовую гонку на выносливость «Самый длинный день Нельсона» на трассе Нельсон-Леджес-Роуд, штат Огайо, в июне 1992 года. Автомобиль HPC Twin Cam, построенный специально для гонки, выиграл с разницей в семь кругов и преодолел 990 кругов и 1980 миль. В команду гонщиков входили Джез Коутс, Рег Прайс, Роберт Нирн и Джордж Олдерман. Размер трофея означал, что по пути домой у него было отдельное место в самолете.
- Модель Jonathan Palmer Evolution («JPE») 1992 года оснащалась модифицированным 2,0-литровым двигателем Vauxhall объемом 250 л.с., разработанным компанией Swindon Racing Engines, с характеристиками, почти идентичными тем, которые использовались в чемпионате British Touring Car Championship. Он разогнался до 0-60 миль в час всего за 3,4 секунды и установил новый мировой рекорд для самого быстро ускоряющегося немодифицированного серийного автомобиля.
- В 1994 году Caterham выпустила 21, двухместный родстер, созданный на базе шасси Seven, но с более практичным кузовом, с дверями, боковыми окнами и багажником.
- Стипендия Caterham, ныне известная как Caterham Academy, была учреждена в 1995 году, и с тех пор более 1300 новичков стали автогонщиками.
- Модель Superlight R500 1999 года выпускалась с удельной мощностью 500 л.с. на тонну. Он был оснащен модифицированным Caterham 1,8-литровым двигателем Rover K-Series с корпусом дроссельной заслонки с роликовым цилиндром, обеспечивающим непрерывный поток воздуха в двигатель при полностью открытой дроссельной заслонке.
- В 1999 году Caterham выпустила автомобиль Blackbird с мотоциклетным двигателем, в котором использовался двигатель Honda Blackbird CBR1100 мощностью 170 л.с. и максимальной частотой вращения 11 750 об/мин. В 2001 году специально адаптированный Caterham, в котором использовался двигатель Honda Fireblade, установил новый мировой рекорд по максимальной скорости движения задним ходом — 102,52 мили в час под руководством Даррена Мэннинга.
- Размеры шасси Seven оставались неизменными вплоть до 2000 года, когда было представлено более крупное шасси SV, длина которого увеличилась на 3 дюйма, а ширина — на 4,3 дюйма, что позволило увеличить внутреннее пространство.
- Основываясь на большом успехе R500, в 2002 году были выпущены модели R300 и R400. На 24-часовой гонке Нюрбургринга 2002 года R400 выиграл свой класс с преимуществом в 10 кругов и занял 11-е место.й в общей сложности из примерно 200 игроков в стартовом составе Криса Харриса, Клайва Ричардса, Криса Купера и Питера Хейнса.
- В Superlight R500 Evolution 2004 года использовался двигатель K-Series, увеличенный до 2,0 литра, разработанный Ministry Racing Engines, и он достигал скорости 0–60 миль в час за 3,2 секунды, 0–100 миль в час за 6,9 секунды и 0–100 миль в час за 10,7 секунды. (быстрее, чем Ferrari Enzo за 425 000 фунтов стерлингов).
- В моделях CSR200 и CSR260 2005 года с двигателем Cosworth впервые использовалась полностью независимая задняя подвеска, перепрофилированные передние крылья и совершенно новый интерьер с изогнутым подрамником кабины.
- В 2006 году двигатели Ford Sigma заменили Rover в качестве основных двигателей «Семерки» с запуском моделей Roadsport и моделей Superlight 120/150.
- Caterham в партнерстве с Axon Automotive в 2006 году создал прототип Axon 2R/Eco-M. Он отличался пространственной рамой из углеродного волокна и улучшенной аэродинамикой, что позволило автомобилю разогнаться до 131 миль на галлон в Экомарафоне 2007 года.
- Значок Superlight R500 возродился в 2008 году с выпуском модели с двигателем Duratec. Его мощность составляла 263 л.с. при удельной мощности 520 л.с. на тонну. Впервые доступные опции включали шестиступенчатую секвентальную коробку передач и систему управления запуском. Впоследствии Top Gear назвал его «Автомобилем года» и установил время круга 1:17,9 на тестовом треке в Дансфолде – быстрее, чем Bugatti Veyron стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов.
- В 2011 году Терри Грант установил новый мировой рекорд по наибольшему количеству пончиков без перерыва, съев 566 пончиков на Roadsport мощностью 150 л.с.
- Caterham Cars была приобретена у Corven Ventures компанией Team Lotus Enterprises в 2011 году, группой, возглавляемой малазийцем Тони Фернандесом. В том же году Team Lotus Enterprises вошла в Формулу-1 как Team Lotus (хотя она не имела отношения к Lotus Cars). В сезонах 2012–2014 годов команда Формулы-1 называлась Caterham F1. Также была выпущена версия Team Lotus Seven, выполненная в цветовой гамме, соответствующей болиду Формулы-1.
- В ноябре 2012 года с Renault было подписано соглашение о совместной разработке нового среднемоторного двухместного спортивного автомобиля Caterham C120/Alpine A110 — отдельных автомобилей с общей архитектурой и компонентами. Однако в середине 2014 года Caterham и Renault/Alpine расстались.
- С 2013 года компания Caterham больше не базируется в городе Катерхэм после того, как переехала в более крупное и современное подразделение недалеко от аэропорта Гатвик.
- В 2013 году компания Caterham представила новую концепцию недорогого чемпионата по картингу, ориентированную на начинающих гонщиков в возрасте от 13 до 16 лет, которые будут использовать свой собственный недавно разработанный карт CK-01.
- Модель 620R была представлена на Фестивале скорости в Гудвуде в 2013 году гонщиками Формулы-1 Чарльзом Пиком и Александром Росси. Он был оснащен 2,0-литровым двигателем Duratec с наддувом, совершенно новой шестиступенчатой последовательной коробкой передач с прямым приводом, LSD и гоночными амортизаторами.
- В 2013 году компания Caterham выпустила новую модель начального уровня Seven 160. При весе всего 490 кг она была оснащена 3-цилиндровым двигателем Suzuki с турбонаддувом объемом 660 куб.см и мощностью 80 л.с. – аналогичный двигатель используется в сегодняшних моделях 170 и Super Seven 600. задний ведущий мост, а не обычный агрегат De Dion. В Японии модель была представлена на мероприятии в посольстве Великобритании в Токио.
- С момента запуска Seven 160 и 620R компания Caterham использовала стратегию наименования «двойной мощности». Это было продолжено в 2015 году с запуском 2,0-литрового двигателя 360 с двигателем Duratec в качестве замены Roadsport 175, а также моделей 270 и 420.
- В 2014 году компания Caterham выпустила на японский рынок модель Kamui Kobayashi Edition, разработанную гонщиком Формулы-1 Кобаяши. Это был одноместный автомобиль с передними крыльями из углеродного волокна, покрытыми зеленым лаком, и защитными кожухами заднего крыла – первое использование этой отделки компанией Caterham. Все построенные автомобили, кроме одного, были проданы в Японии.
- В 2015 году компания Caterham в партнерстве с LEGO выпустила набор LEGO 620R, состоящий из 770 деталей. На каждый полноразмерный Caterham было продано более десяти LEGO Sevens.
- Ограниченная серия Seven Sprint, вдохновленная ретро, выпущенная в 2016 году, была создана в ознаменование 60-летия со дня запуска Lotus Seven. Он был основан на Seven 160 с тем же двигателем Suzuki, но отличался расклешенными крыльями, красными кожаными сиденьями, красной приборной панелью и рулевым колесом с деревянной оправой. В 1967 году он был доступен только в цветах окраски, предлагаемых британскими производителями. Все 120 автомобилей (60 в Европе и 60 в Японии) были распроданы за несколько дней.
- Seven 310R, выпущенный в 2016 году, основан на 1,6-литровом двигателе Sigma, используемом в 270R, но с перепрофилированными кулачками и измененной картой, обеспечивающей мощность 152 л.с. (по сравнению со 135 л.с. у 270R). Он имел переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах и LSD.
- В 2016 году компания Caterham запустила программу персонализации Signature, представив специальную модель Harrods, чтобы продемонстрировать широту доступных опций.
- В 2017 году сэр Крис Хой – бывший владелец Caterham и гонщик – установил новый мировой рекорд по количеству пончиков за 60 секунд, сумев сделать 19 на 620R.
- В ограниченном выпуске SuperSprint в стиле ретро 2018 года использовалась модернизированная версия двигателя Suzuki объемом 660 куб.см мощностью 95 л.с., коричневые кожаные сиденья и гоночные детали, такие как LSD, круглые хромированные зеркала и старинные наклейки. Он был доступен в шести цветовых комбинациях, каждая из которых была названа в честь исторической гоночной трассы, такой как Зандворт. Ограниченная серия в 120 экземпляров была распродана в первый же день.
- Катерхэм снялся в фильме «Массивная охота» Гранд-тура, где Джеймс Мэй использовал 310R с модификациями для бездорожья, чтобы путешествовать по Мадагаскару.
- В 2021 году Seven 170 был построен менее чем за шесть часов в самом высоком автосалоне в мире — на вершине 450-футовой башни British Airways i360 в Брайтоне.
- Модель 170R (выпущенная в 2021 году) весом 440 кг является самой легкой моделью Caterham и одним из самых легких серийных автомобилей в мире.
- В прошлом году был выпущен 420 Cup — дорожный автомобиль, созданный для трека. Он оснащен 2,0-литровым двигателем Duratec мощностью 210 л.с., 6-ступенчатой последовательной коробкой передач, полностью регулируемыми амортизаторами и карбоновыми сиденьями.
- Компания Caterham, которая сейчас принадлежит VT Holdings, на протяжении многих лет имела трех предыдущих владельцев: семью Нирн до 2005 года, Corven Ventures до 2011 года и Team Lotus Enterprises до 2021 года.
- Было несколько знаменитых владельцев Caterham, в том числе сэр Крис Хой, Роуэн Аткинсон, Саймон Коуэлл, Эдди Ирвин, Крис Ри, Найджел Мэнселл, Гай Берриман, Джонатан Палмер, Тео Пафитис, Ли Диксон и Джереми Кларксон, которые купили один для своей бывшей жены. Фрэнсис Кейн.
- С момента своего появления в 1957 году было выпущено более 100 вариантов «Семерки».
- На сегодняшний день Caterham продала более 22 000 автомобилей, как в комплектном, так и в заводском исполнении, и использовала более 35 вариантов двигателей. 2021 год стал рекордным по продажам для бренда: было продано 670 единиц.